
Запросы правоохранительных органов
Зачастую в адрес коммерческих компаний поступают требования от различных правоохранительных структур о предоставлении большого объёма копий финансово-хозяйственных, учредительных и иных документов. Их подборка, копирование, составление, формирование списка, пересылка и т.д. значимо дестабилизируют нормальный производственный процесс, влекут за собой значительные затраты людских и материальных ресурсов, создают мешающая работе напряженность, порождают различного рода слухи, неуверенность и ожидание безосновательных проблем от инициаторов запросов. В конечном же результате, о основаниях истребования документов, тогах их применения, руководство организаций не узнает. В обоснование запросов органы, как правило, ссылаются на регистрацию материалов в КУСП и проверку в порядке ст. 144-145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Правы ли они и должны ли организации по любому их запросу предоставлять документы?
К сожалению, правоохранительные органы, как правило, это органы внутренних дел, зачастую злоупотребляют предоставленными им законом полномочиями. Эти небезобидные «издержки» работы полиции высшее руководство государства справедливо называет незаконным вмешательством в деятельность экономического субъекта, публично призывая искоренять их наиболее решительным образом.
Впрочем, они продолжаются. Ответственность за них практически не наступает и прежде вследствие того, что первопричина злоупотреблений порождена несовершенством издаваемыми МВД РФ с завидной периодичностью Инструкциями о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД РФ заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (последняя от 29.08.2014, Приказ № 736). В отличии от утвержденной еще в советское время Приказом МВД СССР от 11.11.1990 № 415 «Примерной инструкции о порядке приема, регистрации, учета и разрешения в органах и учреждениях внутренних дел заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях», предусматривающей два разного рода журналов учета поступающей в органы внутренних дел информации (1: о преступлениях, 2: иная информация), Российские инструкции административных правонарушениях и любых иных происшествиях. При наличии неблаговидной цели (заказа, склонения к определенному решению, вымогательства денег за «прекращение проверки» и т.д.) или простой неграмотности должностного лица в этой книге легко регистрируется любая другая информация. К примеру, утверждение одной из сторон гражданско-правового договора о ненадлежащем исполнении обязанностей другой стороной.
Зарегистрированный в КУСП документ сотрудники полиции проверяют, обычно ссылаясь на ст. 144 УПК РФ, предоставляющей самые широкие полномочия с перспективой возбуждения уголовного дела. В реальности, эти процессуальные полномочия, в том числе по истребованию копий документов о хозяйственной деятельности, вправе использовать только при проверке сообщений о преступлении.
Таким образом, далеко не все требования о предоставлении документации со ссылкой на ст. 144 УПК РФ считаются законными.